Все новости

Ксения Боломатова: «Развитие товаропроводящей экспортной инфраструктуры — насущная задача отрасли»

Заместитель генерального директора АО «Объединенная зерновая компания» Ксения Боломатова приняла участие в 15-й Международной конференции сельскохозяйственных производителей и поставщиков средств производства и услуг для аграрного сектора «Где маржа», которая прошла в Москве 15–16 февраля. Группа ОЗК выступила в качестве золотого спонсора конференции.

Международная аграрная конференция «Где маржа» — одно из важнейших мероприятий отрасли, которое собирает представителей практически всех аграрных регионов России: от Калининграда до Приморского края, а также участников из Китая, Испании, Турции и Казахстана. В этом году конференцию в очном формате посетило рекордное число участников: около 350 человек в первый день и свыше 600 — во второй день.

Ксения Боломатова выступила на сессии «Мировые аграрно-продовольственные рынки: состояние и перспективы» 16 февраля. Ее доклад был посвящен вопросам развития экспортной инфраструктуры российского зернового рынка: наращиванию мощностей зерновых терминалов, повышению провозной способности железных дорог, расширению использования биржевых инструментов.

Наращивание перевалочных мощностей

«Мы вступаем в новую реальность, когда производство более 135 млн тонн зерна — это уже наша норма», — сказала Ксения Боломатова, отметив, что при сохранении текущих темпов роста урожайности производство зерновых в России может достигнуть 160–170 миллионов тонн к 2030 году. Это в свою очередь означает, что экспорт может увеличится до 70–75 миллионов тонн в год. Для этого существующих портовых мощностей по перевалке зерна будет уже недостаточно.

«2023 год зерновые терминалы глубоководных портов Азово-Черноморского бассейна отработали на пределе возможностей: их загрузка составила 97%», — уточнила Ксения Боломатова и добавила, что сейчас усилия участников зерновой отрасли сконцентрированы на развитии товаропроводящей экспортной инфраструктуры.

В этой связи она напомнила о проекте удлинения пристани терминала ПАО «НКХП», ключевого актива Группы ОЗК, и строительства двух новых глубоководных причалов. Этот проект Группа ОЗК реализует совместно с «Деметра-Холдингом». «Рассчитываем, что строительство начнется уже в третьем-четвертом квартале этого года», — сообщила Ксения Боломатова участникам конференции «Где маржа — 2024».

Реализация проекта позволит увеличить мощность перевалки ПАО «НКХП» с нынешних 7,1 до 11,6 млн тонн в год.

Маршрутизация как эффективный способ использования железнодорожной инфраструктуры  

Поскольку железнодорожный транспорт играет важную роль в обеспечении загрузки глубоководных терминалов Азово-Черноморского бассейна, ведется работа по увеличению провозной способности железнодорожной инфраструктуры.

Ксения Боломатова проинформировала участников конференции о том, что на ПАО «НКХП» завершены работы по модернизации внутренних железнодорожных путей и предприятие готово принимать маршрутные поезда в обход станции Новороссийск после того, как будет завершено техническое присоединение к магистральным путям РЖД, что должно произойти в начале 2025 года. После строительства нового магистрального пути в 2027 году у ПАО «НКХП» также появится возможность отправлять порожние маршруты.

«Когда мы используем маршрутизацию, оборачиваемость [вагонов] повышается на 20–30%», — заметила заместитель генерального директора АО «ОЗК» Ксения Боломатова.

Поступательное развитие биржевых инструментов

Развитие экономической инфраструктуры зерновой отрасли России идет поступательно: после успешного запуска в 2021 году биржевой торговли пшеницей появился российский ценовой индикатор — биржевой индекс пшеницы на условиях поставки CPT Новороссийск, который позволил запустить торги расчетным фьючерсным контрактом в 2022 году.

Объем торгов фьючерсом на пшеницу составил порядка 200 тыс. тонн на сумму 3,2 млрд рублей, а число участников превысило 4800, по данным на конец января 2024 года.

Говоря о биржевых инструментах, Ксения Боломатова затронула важный для экспортеров вопрос — переход на формирование вывозной пошлины на пшеницу на основе биржевого индикатора. Она отметила, что биржевой индекс существенно превосходит внебиржевые индикаторы, которые в настоящее время составляют основу расчета пошлины государственным регулятором.  

Строительство зернового флота

В завершении своего выступления Ксения Боломатова кратко коснулась проекта строительства в России зерновой флотилии. Она сообщила, что в конце 2023 года были представлены результаты технического проектирования судов дедвейтом 40 и 60 тыс. тонн на основании технического задания, подготовленного крупнейшими экспортерами зерна, в том числе Группой ОЗК. Сейчас решается вопрос о сроках, стоимости и месте строительства таких судов. По оценке Министерства сельского хозяйства, общая потребность отрасли составляет 60 балкеров, при этом только Группе ОЗК необходимо 19 судов.

Последние новости